Перший єпископ Північної Буковини зі створеної Сталіним «Російської православної церкви московського патріархату», як і решта очільників єпархії, були агентами УНКГБ, – документи

Нині,  коли значна увага суспільства прикута до діяльності УПЦ на території України та краю, дослідник  діяльності опору ОУН-УПА на території Буковини Василь Мустеца нагадує часи коли УПЦ робило лише перші кроки на теренах Чернівецької області.

 Після того, як на початку вересня 1943 року за наказом Сталіна було створено «Російську православну церкву московського патріархату».

 В 1944 році на Буковину на посаду єпархіального благочинного православних церков Північної Буковини був переведений Феодосій (Коверинський Юхим Павлович), який на цій посаді дуже гарно себе зарекомендував – проводив велику роботу по збору коштів на оборону, серед віруючих і духовенства користувався авторитетом, і внаслідок цього у квітні 1945 року його висунули на заміщення вакантної кафедри єпископа.

 Звісно, усі очільники єпархії були агентами НКГБ. Зокрема Феодосій був агентом УНКГБ под псевдонімом «Кольцов», секретар єпископа Дормидонт Товстюк – агент УНКГБ под псевдонімом «Лектор». При чому одні агенти слідкували та доносили на інших агентів, ще й своїх зверхників.

 Попри це, один із перших очільників буковинської єпархії виявився дуже непростою людиною. Мав сміливість виступати проти комсомолу та колгоспів, призначав на посади священників неблагонадійних з точки зору радянської влади осіб, навіть дозволив у греко-католицькій церкві здійснювати обряди по греко-католицьким канонам.

 Відтак місцевому НКГБ він перестав подобатись, різко втратив авторитет серед віруючих та священників, став жадібним та здирником.

 Відтак вердикт керівника обласного управління НКГБ (кінець 1945 року) – «Считаю целесообразным принять необходимые меры через экзарха Украины, Феодосия от работы епископа отстранить и вместо него прислать в гор. Черновцы более лойяльно настроенного человека».

 

дослідник  діяльності опору ОУН-УПА на території Буковини Василь Мустеца

 

ДОКУМЕНТ:

НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УССР

Генерал-Лейтенанту 

Тов. САВЧЕНКО    С.Р.

гор.Киев 

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

об агентурной работе по епископату 

 Епископское управление Буковины состоит из 2-х человек – епископа ФЕОДОСИЯ-КОВЕРИНСКОГО Ефимия Павловича и его секретаря ТОВСТЮКА Дормидонта Георгиевича.

 Мер к расширению штата епископ Феодосий не принимает, хотя должен иметь заместителя по богословию, юрисконсультанта, инкассатора и др. Причиной этому служит скупость, жадность Феодосия и боязнь того, что ему придется делить доходы с сослуживцами по управлению.

 Епископ Феодосий – КОВЕРИНСКИЙ Ефимий Павлович, 1895 года рождения, уроженец с.Кожанино, Бело-Церковского района Киевской области, происходит из семьи священника, украинец, гр.СССР, беспартийный. В 1916 году окончил Киевскую духовную семинарию.

 В 1937 году был осужден по ст. 54-10 ч.1 УК УССР к 5-ти годам ИТЛ. Наказание отбыл.

 Решением Особого Совещания при НКВД СССР судимость с него снята в марте месяце 1945 года. Проживает в гор.Черновцы, по ул.Русская дом № 43. Имеет сына, который служит в Красной Армии.

 Феодосий является агентом УНКГБ под псевдонимом «Кольцов». Завербован 9 марта 1945 года.

 Прошлая деятельность ФЕОДОСИЯ характеризуется не совсем лояльной по отношению к Соввласти, в частности ФЕОДОСИЙ с 1924 г. по 1937 г. примыкая к обновленческой ориентации в качестве члена Епархиального управления и благочинного по Казатинскому району, проводил активную антисоветскую деятельность, за что и был осужден к 5 годам ИТЛ.

 В конце 1942 года митрополитом ВВЕДЕНСКИМ был назначен священником церкви в гор. Ульяновске, а с июля мес. 1943 года был настоятелем церкви гор. Ревда, Свердловской области.

 В 1944 году ФЕОДОСИЙ присоединился к патриаршей церкви и патриархом СЕРГИЕМ был направлен на Украину в распоряжение экзарха Украины, в том же 1944 г. направлен в Черновицы, где и управляет епархией до настоящего времени.

 Секретарь епископа ТОВСТЮК Дормидонт Георгиевич, 1913 года рождения, уроженец с.Подзахаричи Вижницкого района, Черновицкой обл., украинец, беспартийный, происходит из семьи священника, образование высшее – духовное. Окончил богословский факультет Черновицкого Университета, в этой должности работает с мая мес.1944 года.

 ТОВСТЮК является агентом УНКГБ под псевдонимом «Лектор», завербован 21.Х-1944 г.

 Как человек и работник епископата характеризуется положительно, как агент УНКГБ, безусловно, ценный, добросовестно работает с нами.

 В противоположность «Лектору» – «Кольцов» как агент ценности не представляет, от работы с нами увиливает, материалов за время работы с нами ценных не представил, объясняет это отсутствием «таланта» разведчика.

 Донесения от него поступают только информационные и то по вопросам отдельных нарушений или злоупотреблений со стороны работников сов.аппарата, с которыми он сталкивается по вопросам квартир, мебели и т.д.

 Как человек ФЕОДОСИЙ также характеризуется отрицательно, большой скряга, рвач, подчиненных благочинных облагает незаконными поборами, таксу за службу в церквах епархии берет непомерную, так:

 Агент «Никольский» от 18.ХІ-45г. сообщил: «Владыко Феодосий пробыл в Сокирянском районе с 7.ХІ по 13.ХІ-45 г., за это время наличными взял от священников 14.000 рублей, кроме того благочинному епископу перед отъездом приказал обложить всех попов района натурой по три пуда зерна с каждого на содержание епархиального дома.”

 Тот же агент доносит: 

«… В доме священника ПОНЫЧА Петра к епископу Феодосию обратился псаломщик ГОРБАНЬ Иван с просьбой рукоположить его в диаконы, преподнес ему дары и угодливо спросил владыку: «Что Вам надо доставить в Черновицы?». Владыко Феодосий ответил: «приезжайте и привозите все, что сможете».

 И далее: 

«… Владыко Феодосий предупредил благочинного НИКИТСКОГО о том, чтобы тот заранее предупреждал священников об оплате ему за визит и службу по 800 рублей с каждого». 

 Феодосий не совсем грамотен в вопросах богословия, в связи с чем у местного духовенства не пользуется авторитетом.

 Так например: 

Дьякон кафедрального собора гор.Черновицы ВАЛЕНТИН, характеризуя епископа Феодосия, заявил:

 «… Настоятель кафедрального собора – протоиерей БОРЩЕВСКИЙ совсем вытесняет Феодосия из кафедрального собора, последний Борщевскому ничего не может сделать, так как он по сравнению с ним пешка».

 В погоне за наживой епископ Феодосий старается все церкви области укомплектовать священниками, причем при подборе священников совершенно не интересуется их прошлым, нынешними убеждениями, отношением к соввласти и православию. Так например: в июле мес. с. г. Феодосием принят благочинным в Сторожинецкий район СТЕФЮК Ю.М.

 СТЕФЮК Юрий Мафтеевич,1896 г.р. уроженец села Хлевище, Кицманского района, Черновицкой области, украинец, с высшим духовным образованием, прибыл из гор. Львова.

 По имеющимся у нас агентурным данным СТЕФЮК крупный оуновский деятель, в период оккупации гор.Львова в 1941-1944 г.г. являлся одним из руководящих деятелей УЦК, всячески защищал униатскую церковь и проводил активную националистическую деятельность.

 В 1943 году в целях активизации оуновской деятельности установил связь с членом главного провода ОУН мельниковского направления, претендовавшего на пост министра внутренних дел будущей «Самостоятельной Украины» неким ИВАНОВИЧЕМ и по его заданию создавал ячейки ОУН в Краковской, Львовской и Станиславской областях.

 Через своих курьеров ЛЕВКОВИЧА и СУХОВЕРСКОГО / др. данных не добыто/ поддерживал связь с главным проводом ОУН, получал от него указания и националистическую литературу. Кроме того, СТЕФЮК по приказу главного провода ОУН из числа членов семей своей организации подбирал молодежь для разведывательных школ немцев в гор. Штеттин и Берлин, куда эвакуировался в связи с наступлением Красной Армии.

 Епископ Феодосий благосклонно относится к СТЕФЮКУ, оказывает ему поддержку и всяческое внимание. Истинной подоплеки их взаимоотношений не установлено. Работа в этой области проводится.

 Им же принят на должность священника бывшей униатской церкви гор. Черновицы КОСТЬ Дмитрий Николаевич, 1906 года рождения, уроженец села Логиново, Тарского уезда, Тобольской губернии.

 КОСТЬ происходит из семьи священника. После смерти матери в 1913 году выехал вместе с отцом на Волынь, там его застала первая империалистическая война, а по установлению гос.границы с Польшей, он остался в Польше. В 1937 году КОСТЬ окончил богословский факультет Варшавского университета и в том же году рукоположен в сан священника – униата.

 С 1937 по 1944 год КОСТЬ работал священником униатом в Холмщине /Польша/, а в 1944г. он эвакуировался в гор.Вену /Австрия/. В конце 1944г. или начале 1945г. КОСТЬ снова возвратился в Польшу, а оттуда в порядке эвакуации русских из Польши – прибыл в Черновицы.

 Из имеющихся агентурных данных видно, что КОСТЬ по-прежнему совершает церковные обряды в униатском духе, причем убедил епископа Феодосия о пользе такой службы до того, что тот ему официально разрешил службу по греко-католическим канонам.

 В августе мес. 1945г. в порядке эвакуации из Польши в Черновицы прибыл БОРЩЕВСКИЙ Евгений Лаврович, 1910 года рождения, уроженец села Микулино Волынской области, украинец, происходит из семьи священника, имеет высшее духовное образование – окончил богословский факультет Варшавского университета, со званием магистра богословия и заочно окончил гуманитарный факультет Пражского университета. В 1913 г. рукоположен в сан священника и служил в разных приходах Польши. В 1943г. организовал духовную семинарию в гор. Холме и был поставлен заместителем ректора этой семинарии.

 БОРЩЕВСКОГО епископ Феодосий поставил настоятелем кафедрального собора, вместе с ним добивается разрешения экзарха Украины на организацию курсов служителей культа, проектирует его ректором этих курсов.

 Со всеми этими священниками епископ Феодосий поддерживает тесную связь, считает их своей опорой, о чем заявил нам на явке 20.XІ-45г.

 Наряду с этим за епископом Феодосием отмечены факты антисоветских высказываний, а именно:

 В беседе с нашим агентом «Никольским» 25.ІХ-45г.- на вопрос последнего – что ему предпринимать в связи с активизацией сектантов по его благочинию, – Феодосий заявил:

 “… Мне известно, что в этом вопросе со стороны правительства имеется определенная цель, чтобы в дело православия внести раздор и подорвать все православие, так как в данное время специально имеется второй уполномоченный в Облисполкоме, который ведает сектантскими объединениями и другими вероисповеданиями, ездит и сам объединяет секты преследуя цель борьбы против нас».  

 3/Х-45 г. в беседе со священником села Яноуцы Кельменецкого района ПЬЯНКИНЫМ Григорием по вопросу комсомола, епископ Феодосий заявил:

 «… Вы прекрасно знаете о том, что комсомольская организация для нас вредна и наш долг, долг каждого священника вести с таковой усиленную борьбу. В чем заключается вред этой организации – я вам объясню: вам известно, что воззрения церкви и комсомола противоположны, – комсомол считает все истины церкви опиумом и обманом, а по-этому эти главные обвинения церкви мы должны усердно защищать и вести с такими организациями борьбу».

 От общих антисоветских установок Феодосий переходит к конкретным указаниям – как вести борьбу с комсомолом.

 Так, агент «НИКОЛЬСКЙ» от 18.XІ-45 г. доносит:

 «… 7 ноября с.г. на квартире священника села Романкауцы – РУСНАКА Филиппа, в присутствии священников МИНКИНА, БЛАЖКО, НИКИТСКОГО и псаломщиков МАКОВЕЙ и МИТКОВСКОГО, – священник СВИТИЧ Аркадий доложил владыке, что он повенчал трех комсомольцев. Владыко одобрил это и порекомендовал присутствующим и впредь проводить такую работу, – исповедовать и венчать – с тем, чтобы в будущем не впадали в заблуждение”.

 Антисоветские настроения епископа Феодосия особенно показательны в отношениях его в проводимым мероприятиям на селе и в частности к организации колхозов.

 25 сентября с.г. в личной беседе в агентом «Никольский» по волосу организации колхозов и участия в этом мероприятии духовенства, на поставленный вопрос источника – какое участие должно принять духовенство в организации колхозов,- епископ Феодосий ответил:

 «… Старайтесь увиливать и среди верующих не поднимать вопросов о колхозах. Я из прошлого опыта своей службы убежден, что через это запустует церковь и мы потеряем всякое уважение. Пусть организовывают колхозы без нашего участия. Я скоро буду в Киеве и постараюсь выяснить у митрополита Иоана».

 A уже 11/ХІ-с.г. по возвращении из Киева, будучи в Сокирянском районе, епископ Феодосий тому же «Никольскому» в присутствии священников БЛАЖКО и РУСНАКА рассказал:

 «… Когда я был у митрополита в Киеве и поинтересовался долей нашего участия в организации колхозов, митрополит мне порекомендовал проводить среди верующих беседы и склонять их к вступлению в колхозы.»

 Источник вмешавшись в разговор, попросил епископа Феодосия в своих проповедях по селам Ожево, Ломачинцы и Непоротово, куда они направлялись, оказать слово верующим о вступлении в колхозы. На это епископ ответил:

 « Я не буду этого делать, так как потеряю авторитет среди верующих.»

 СТЕФЮК, БОРЩЕВСКИЙ и КОСТЬ состоят на оперативном учете и разрабатываются.

 Епископ Феодосий также обставлен агентурой и активно разрабатывается. Непосредственную его разработку ведут агенты «Никольский» и «Лектор», характеристики на которых посланы во 2 Управление НКГБ УССР за № 2/3428 от 28.6-45 г.

 Оба они имеют полную возможность работать над ним.

 Кроме того агентура по духовенству на периферии нацелена на разработку епископа Феодосия при выездах его в районы.

 Считаю целесообразным принять необходимые меры через экзарха Украины, Феодосия от работы епископа отстранить и вместо него прислать в гор. Черновцы более лойяльно настроенного человека.

 НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ НКГБ ЧЕРНОВИЦКОЙ ОБЛ.

ПОЛКОВНИК

/РЕШЕТОВ/

«29» ноября 1945 года.

№1/396

 Немає опису світлини.

Немає опису світлини.

Немає опису світлини.

Немає опису світлини.

Немає опису світлини.

Немає опису світлини.

Немає опису світлини.

Немає опису світлини.

Немає опису світлини.