Во вторник и среду, 17 и 18 декабря, в Москве проходит заседание украинско-российской межгосударственной комиссии.
На этой встрече должен решиться, ни много ни мало, вопрос будущего Украины.
После того как Виктор Янукович отказался подписывать соглашение об ассоциации с Евросоюзом, вектор его интересов резко качнулся в сторону Москвы.
Однако никакие соглашения до сих пор не были подписаны, в том числе – соглашение о присоединении к Таможенному союзу.
Измениться все может именно сейчас, если Украина пойдет на многочисленные уступки Кремлю.
Соглашение о вступлении в ТС не будет подписано, но это может быть и не столь важно.
\”Экономическая правда\” располагает пакетом документов, с которыми украинская делегация поехала на переговоры. В ходе встречи они будут подписаны. Эти документы могут оказаться несколько иными, однако вряд ли будут существенно отличаться.
В пакете, которым располагает ЕП, отсутствуют лишь два пункта: газовые договоренности и кредит на 15 млрд долл. Не исключено, что они обсуждаются отдельно и являются предметом личной договоренности Владимира Путина и Виктора Януковича.
Уже есть первые новости из Москвы. Итак, Россия и Украина подписали:
– план действий по урегулированию торговых ограничений в двусторонней торговле на 2013-2014 годы;
– соглашение о реализации мер господдержки возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с двигателями Д-18Т и их модификациями;
– протокол между правительствами РФ и Украины о поставках товаров по производственной кооперации в 2014 году;
– межправительственное соглашение о совместных действиях по организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив.
После встречи с Путиным Янукович отказался говорить с прессой. Зато россияне сообщили, что вопрос создания газотранспортного консорциума на встрече не обсуждался. Однако при этом \”Газпром\” снизил для \”Нафтогаза\” цену на газ до 268,5 долл за тыс кубометров.
\”Газпром\” и \”Нафтогаз\” подписали дополнение, которое дает возможность \”Газпрому\”, что он и намерен делать, – продавать Украине газ по цене 268,5 долл за тыс кубов\”, – сказал Путин.
А еще Россия предоставила Украине коммерческий кредит на 15 млрд долл.
В официальных новостях нет самого главного – что именно Янукович пообещал России взамен, и будет ли теперь хоть издали звучать \”европейская\” тема в Украине. Напомним, с какими ожиданиями он поехал в Москву.
Первое и главное – возможная смена посредника в схеме поставки газа в Украину. В тандем \”Нафтогаза\” и фирмы Ostchem Дмитрия Фирташа может влиться третий игрок – \”ВЕТЭК\” Сергея Курченко, которого считают приближенным к сыну президента Александру Януковичу.
Второе – министр энергетики Украины Эдуард Ставицкий уже пообещал, что Украина получит крупную скидку при покупке газа.
Третье – Украина якобы получит от России кредит – 15 млрд долл.
Четвертое – значительные вложения россиян в украинскую промышленность: авиационную, судостроительную, космическую и военную.
Уже сам перечень пунктов встречи наводит на мысль, что Украина идет на серьезный \”прогиб\” в сторону россиян. Единое таможенное пространство не будет создано, но экономика будет поставлена в зависимость от воли Москвы.
Как минимум, потому, что россияне не обязаны помогать Украине, и уже через короткий срок страну ожидают дефолт и глубокое падение уровня жизни населения.
Значит, Украина просит о помощи. Значит, она наверняка готова идти на уступки России.
Какие именно уступки – из имеющихся документов понять невозможно. Скорее всего, они являются лишь фасадом для совершенно других договоренностей. Тайных.
Украина ухудшила предложение россиян
Еще за неделю до встречи президентов украинская сторона получила довольно щедрое предложение из Москвы.
В частности, россияне предлагали полностью отказаться от антидемпинговых мер в отношении продукции второй стороны. По уже принятым антидемпинговым пошлинам – не продлевать их действие. По расследованиям в отношении возможного демпинга – отказаться от применения антидемпинговых пошлин.
То есть предлагался \”нулевой вариант\” с четко определенными процедурами такой отмены и сроками.
Кроме того, российская сторона готова была взять на себя обязательства по отмене усиленных мер таможенного контроля в отношении украинских товаров, которые применялись Федеральной таможенной службой России с августа 2013 года.
Фактически Кремль предложил свернуть давление на Украину и перейти к братанию. Этот документ получил название \”Дорожная карта по урегулированию торговых ограничений на 2013-2014 годы\”.
Понятно, что эта договоренность больше политическая, чем экономическая. Если бы Янукович принял предложение Кремля, он наверняка сделал бы невозможным подписание соглашения с ЕС. Тем не менее, украинская сторона решила рассмотреть \”дорожную карту\”.
Непонятно почему, но украинские чиновники переработали документы в худшую сторону.
Отечественная группа переговорщиков во главе с заместителем министра экономики Валерием Мунтияном серьезно ослабила первоначальную редакцию \”дорожной карты\”. За исключением вопроса поставки в РФ украинских стальных труб, что есть прямым интересом олигарха Виктора Пинчука.
Во-первых, вместо указания четких сроков и процедур отмены антидемпинговых ограничений, в \”доработанной\” редакции документа появились ничего не значащие слова \”в рамках соответствующих процедур\”.
Во-вторых, из документов исчезли положения, касающиеся обязательств российской стороны отказаться от применения усиленных мер таможенного контроля. Эти пункты убрала украинская сторона!
В-третьих, появился протокол о взаимных поставках товаров в рамках производственной кооперации. Этим протоколом украинская сторона исключила украинские потребительские товары из числа поддерживаемой продукции (той, в отношении которой не будут применяться торговые ограничения).
Это странное решение. Еще с советских времен Украина являлась сборочным цехом, изготавливающим именно конечную продукцию в машиностроении. Кроме того, Украина традиционно является нетто-экспортером товаров пищевой промышленности в Россию.
Получается, что группа Мунтияна попросту \”слила\” ряд изначально более выгодных для Украины положений соглашения. А наиболее зависимые от России отрасли (пищепром и машиностроение) и вовсе лишила юридической защиты.
Главной интригой заседания Украинско-российская межгосударственная комиссия остается единственный вопрос – что россияне попросят взамен?
Не секрет, что их интересуют стратегические предприятия, которые все еще остаются в собственности украинского правительства. Это \”Турбоатом\”, \”Южмаш\” и несколько других предприятий, которые являются символом былого величия нашей страны. Нельзя исключать, что Кремль имеет дальний прицел на эти объекты.
Пинчук \”протягивает\” свои трубы на российский рынок
Выше мы перечислили негативные аспекты проходящей встречи. Но есть и несколько позитивных моментов.
Порция документов, которые будут обсуждаться президентом Украины Виктором Януковичем в Москве, содержит значительные торговые поблажки для украинской промышленности (металлургии, авиастроения, судостроения). Конечно, если их удастся реализовать.
Одной из таких поблажек может стать цена газа, сниженная на 25% по сравнению с нынешними расценками. Именно такую скидку перед началом переговоров массово анонсировали \”регионалы\”.
Однако возможность поставок дешевого газа из РФ, например, для металлургов уже не является \”сладким пряником\”. По данным \”Укрпромвнешэкспертиза\” (УПЭ), доля газовой составляющей в структуре себестоимости выплавки украинской стали – около 5-7% (или $2-4). Украинские метпредприятия активно внедряют установки вдувания пылеугольного топлива в доменные печи, что снижает потребление природного газа.
Более важным вопросов при выборе вектора развития \”Восток-Запад\” является возможность поставок продукции на рынки стран. В 2013 году, по данным УПЭ, Украина увеличила поставки в ЕС: если в 2012 году они составляли 4,897 млн тонн, то в 2013-м – 6,1 млн тонн. В 2014-2015 годах ожидается, что страны Евросоюза увеличат потребление металлопродукции в связи с процессом финансового выздоровления экономики.
Российская Федерация в 2013 году, наоборот, ограничивала возможности экспорта украинской металлопродукции.
Особенно на славу переговорщики могут \”отработать\” интерес Виктора Пинчука и его труб. Зять экс-президента Леонида Кучмы оказался на высоте, и смог \”просунуть\” нужный ему вопрос в проекты межгосударственных договоров.
В далеком 2004 году Кремль инициировал антидемпинговое расследование относительно поставок труб из Украины. Семь лет спустя на украинские трубы были введены антидемпинговые пошлины (от 18,9% до 37,8%, в зависимости от вида продукции). Однако поставки не прекращались благодаря соглашению о беспошлинном импорте труб в страны Таможенного Союза в рамках определенной квоты. Ее размер устанавливался сначала раз в год, потом – дважды в год.
В рамках этого соглашения, в 2011 и 2012 квота Украины на поставки труб в РФ составляла 300 тысяч тонн в каждый год. Однако в июле 2013 года Россия отказалась продлевать действие соглашения на второе полугодие 2013. Под удар, в первую очередь, попала корпорация \”Интерпайп\” Виктора Пинчука, которая планировала до конца 2013 года поставить странам ТС 120 тысяч тонн труб.
Ну и, само собой, России нужна \”труба\” – украинская газотранспортная система. Наверняка, без разговора о ее будущем 17 и 18 декабря не обойдется – пусть и не в формате консорциума.
Новые реалии торговли, по данным инвестиционной компании Eavex Capital, сделали украинскую продукцию дороже на 3-5%, по сравнению со средними рыночными ценами в РФ. А значит, ее ввоз в страну стал бессмысленным.
Вторым ударом по украинским металлургам стало антидемпинговое расследование против импорта прутков (длинномерный металлический полуфабрикат, арматура без насечек для нужд строительства) на рынок Таможенного союза. Оно было начато Евразийской экономической комиссией в ноябре 2013 года.
Юридическим основанием для таких мер стало обращение ряда российских металлургических компаний, на долю которых приходится 65,9 % объема производства прутков в Таможенном союзе. Они посетовали на рост импорта аналогичной продукции из Украины. По их данным, импорт украинских прутков вырос в 2012 году на 69%, по сравнению с уровнем 2010 года, из-за чего цены упали на 9,8%.
По данным Института экономики и прогнозирования НАН Украины, перед поездкой в Москву потенциально под угрозой ограничения поставок в РФ пребывало 3,6 миллиона тонн экспорта украинской металлопродукции. Это фактически 16% от общего экспорта металлопродукции на общую сумму более 2,2 миллиардов долларов ежегодно.
Более 60% этого объема составляют арматура и сортовой прокат, выпускаемые комбинатом \”Арселор Миттал Кривой Рог\”, Енакиевский метзавод (компания \”Метинвест\” Рината Ахметова), ДМЗ им. Петровского (группа \”Евраз\”) и ДМК им. Дзержинского (корпорация \”ИСД\” Сергея Таруты и Внешэкономбанка).
Поставки украинской арматуры в Россию ограничивались и ранее – то пошлинами, то квотами. Белокаменная в \”ручном режиме\” временно приостанавливала действие торговых ограничений. В 2011 году Украина подписала с Россией и Беларусью договор о зоне свободной торговли. И в качестве бонуса год спустя получила возможность увеличить поставки арматуры в Россию в объеме 770 тысяч тонн.
Евроинтеграционная политика-2013 раздразнила Путина. Поэтому украинские металлурги вновь стали участниками антидемпингового расследования по пруткам и трубам. Все на уровне самых примитивных стратегий – \”кнута и пряника\”, \”рефлексов собаки Павлова\”…
Возможно, украинская делегация в Москве пообещает президенту РФ Владимиру Путину нечто, с его точки зрения, привлекательное. После чего украинским производителям вновь на год или два откроют возможность поставлять в РФ трубы и арматуру.
Однако вряд ли стоит рассчитывать на долгосрочные уступки со стороны Москвы. В России хватает собственных металлургических и трубных заводов, которые на всех внешних рынках конкурируют с украинскими производителями. Более того, в РФ активно строятся новые электрометаллургические предприятия. Рассчитывать на длительное присутствие на рынке северного соседа украинским метпредприятиям не приходится.
Кроме того, вызывает сильные сомнения покупательная способность стран, входящих в зону Таможенного союза. По последним данным, между ними наблюдается устойчивое падение товарооборота. Россия находится в экономическом кризисе, который пока что не превратился в бедствие для население по единственной причине – благодаря \”нефтяной игле\”.
Россия хочет украинские АНы
Регионалы не скупятся в эпитетах, когда рассказывают о будущей кооперации украинских и российских производителей. Предпосылки для такого сотрудничества сохраняются еще со времен СССР, однако за 22 года независимости Украины они так и не переросли во что-то большее.
Так, миллиардные контракты от РФ манят представителей украинского судостроения. Долгое время украинские судостроители ждали массовых заказов на ремонт судов, относящихся к Черноморскому флоту РФ. Однако военное сотрудничество так и не было налажено, а российские корабли постепенно ремонтируют в Новороссийск.
До 2020 года \”Смарт-холдинг \” Вадима Новинского претендует на получение судостроительных заказов (траулеры и газовозы) из России на 4 миллиарда долларов. Об этом 13 декабря заявил гендиректор компании Алексей Пертин. Но суждено ли реализовать эти планы, покажет время.
Пожалуй, единственным настоящим прорывом нынешней встречи в Москве может стать реанимация украинского авиастроения.
В проекте Протокола шестого заседания Российско-Украинской межгосударственной комиссии, который обсуждается Киевом и Москвой, содержится \”поощрение\” совместных программ в области авиастроения.
В частности, речь идет о завершении совместных государственных испытаний самолета Ан-70 до 1 февраля 2014 года. А еще – о принятии решения о совместном серийном производстве – в случае, если испытания окажутся успешными.
Ан-70 много лет не дает покоя российскому оборонному ведомству. В 2000-х годах РФ планировала закупить 160 украинских самолетов, однако стороны не сошлись в цене.
Первые две машины заказало Министерство обороны Украины. Однако в 2011 году первый из этих двух Ан-70 был продан Министерству обороны Российской Федерации. После чего Ан-70 вновь внесли госпрограмму вооружений РФ на 2011−2020 годы, постановив закупить 60 самолетов. В 2012 году Ан-70 оценивался в $67 млн.
Постоянные намеки РФ на возможность срыва столь крупного контракта заставили украинскую сторону искать способы самостоятельного финансирования производства самолета (с привлечением иностранных кредитов). Что, к сожалению, не увенчалось успехом из-за неудовлетворительного состояния государственных финансов.
В качестве ответного хода в России придумали замену украинскому Ан-70 – самолет Ил-476, разработанный Авиационным комплексом им. Ильюшина. Заменой эту модель можно назвать лишь условно. Как отмечают украинские специалисты, самолеты занимают разные ниши. Ан-70 – это самолет короткого взлета и посадки, способный возить грузы на неподготовленные аэродромы. Делать такое не под силу Ил-476, которому для посадки нужны аэродромы.
Еще один проект, к которому проявляет нешуточный интерес наш северный сосед – Ан-124 \”Руслан\”. Это легендарный тяжелый дальний транспортный самолет, созданный КБ им. Антонова для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет и проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и боевой техники.
В проекте Протокола значится пункт о подписании соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о мерах господдержки возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124 с двигателем Д-18Т и их модификаций. Помимо этого, документ упоминает об организации совместного выполнения работ по модернизации, послепродажному обслуживанию, поддержки в эксплуатации этих самолетов.
Фактически, этот пункт может означать возобновление совместного производства легендарного самолета с элементами его модернизации. До недавнего времени, вокруг Ан-124 кипели нешуточные страсти. Украинское КБ Антонова не пошло на уступки россиян в части передачи авторских прав на самолет. В ответ российская сторона заявила о намерении производить \”Русланы\” на своем заводе \”Авиастар\”, где когда-то были выпущены все серийные Ан-124, без всяких соглашений от украинцев.
Однако оказалось, что со времен производства машин прошло слишком много времени, кадры и оборудование устарели, и волжский завод способен только ремонтировать самолеты. Таким образом, Россия никак не может обойтись без украинских производителей \”Мотор Сич\” (поставщик двигателя Д-18Т) и КБ им Антонова.
По звучавшим оценкам, стоимость \”Руслана\” в базовой комплектации составляет $300 млн. Как говорил один из высокопоставленных украинских чиновников, на сегодня есть опционы на 61 самолет, 50 из них намерена приобрести российская грузовая авиакомпания \”Волга-Днепр\”.
Помимо авиации, наверняка в большей или меньшей степени будут \”шевелиться\” проекты в космической отрасли и ВПК. Однако они не были под угрозой и до поездки Януковича в Москву. По словам одного из высокопоставленных чиновников Кабмина, еще летом 2013 года Путин дал негласное указание создавать проблемы ввозу украинской продукции, но с жестким ограничением – не трогать все, что касается выполнения контрактов для российской армии.
В сухом остатке, нынешняя встреча в Москве происходит ради газа и умопомрачительного кредита в 15 млрд долларов. Все остальные документы являются официальным прикрытием для банального \”договорняка\”. Цель которого – позволить Януковичу без проблем продержаться до выборов 2015 года. А россиянам – получить нечто…
Что именно – большой секрет.
Происходящее можно смело назвать так: Янукович \”лег\” под Москву.
Андрій Вишинський, Вікторія Подолянец, Економічна правда