В эксклюзивном интервью depo.ua глава Луганской ОГА Геннадий Москаль дал пошаговую инструкцию, которая бы остановила оккупацию Крыма, прояснил роль Могилева во время «русской весны» и объяснил, почему сейчас ходит без бронежилета
«НА МОЕЙ ЛЫСОЙ ГОЛОВЕ ВОЛОСЫ, КОТОРЫХ НЕТ, ДЫБОМ ВСТАЛИ»
Вы работали в Крыму в конце девяностых, потом в 2009-м, знаете специфику региона, как считаете, почему стала возможна «крымская весна»?
– Киевом были приняты неправильные кадровые решения. Уже при Авакове назначили начальником МВД Крыма главу Партии Регионов в Феодосии (речь идет об Игоре Авруцком, – depo.ua). У этого человека были самые дружественные отношения с Верховным Советом Крыма и Советом Министров. Он на блюдечке отдал Крым. Кроме того, когда я узнал, кого спрашивали, что делать в той ситуации с Крымом, на моей лысой голове волосы, которых нет, дыбом встали от этих фамилий (имена тех, с кем консультировалась власть – не называет, – depo.ua).
До сих пор непонятна роль Анатолия Могилева в «крымской весне». Вам известно, где он сейчас?
– Как не понятна его роль?
А что он делал?
– Он был в курсе всех дел. Он ездил на инструктаж в Москву, его инструктировали в ФСБ и в кабинетах Кремля. В Совет Министров Крыма и Верховную Раду Крыма заходили люди под видом посетителей, им там сделали отдельное крыло, куда они складировали необходимое оружие, они там жили, им завозили продукты питания. Под видом ремонта крыло отгородили от посторонних глаз. Как это все могло проходить без ведома Могилева? Другой вопрос, что когда началась активная фаза операции по захвату Крыма, Могилев просто струсил, как и все ставленники Януковича. Тогда возникла необходимость назначить человека, который бы выполнил все, что запланировано. Времени у них не было, время «Ч» – было определено. Поэтому появился Аксенов, поэтому в срочном порядке собирали Верховный Совет Крыма, который, кстати, так и не собрали, голосовали дубликатами депутатских карточек, никого в помещение не пускали. А Могилев уехал в Макеевку, потом Макеевку захватили его же друзья по партии, перекрашенные в другие цвета, он потом где-то шлялся еще по Крыму. Где он теперь – я не знаю, его судьба мне не интересна. Он предатель, который, к тому же, оказался, как и все донецкие большим трусом.
Хорошо, а что бы вы делали весной прошлого года, если бы были на месте Могилева? Российские офицеры, которые 23 года служили бок о бок с нашими военными в Крыму, отказались штурмовать украинские части, но РФ начала ротацию, перекинула подразделения с материковой части…
– Шаг номер один: взорвать керченскую переправу (один из первых стратегических объектов, захваченных в Крыму российскими войсками для переброски из Краснодарского края подразделений, – depo.ua). Чтобы восстановить ее потребовалось бы несколько лет. Второй шаг – вывести на рейд наши корабли из бухт Севастополя и заблокировать выход кораблей России и притока новых кораблей. Таким образом препятствовать высадке десанта со стороны моря. Третий шаг – закрыть аэропорт Симферополя. Четвертый шаг – захват нескольких военных аэропортов, подконтрольных России. Буквально – вывести на их взлетные полосы наших солдат, пускай разводят огни, пекут картошку, играют в карты, делают все, что угодно, лишь бы не дать российским бортам сесть. Что бы в такой ситуации делала Россия? Сбрасывала десант на парашютах? Это ерунда.
Что делать с уже захваченным на то время Совмином и Верховным Советом Крыма?
– Посмотрите, что сделал Кадыров, когда в Грозном захватили Дом Печати. В Крыму надо было эти два здания сровнять с землей вместе с террористами. Подогнать необходимую бронетехнику и стереть с лица Земли. И спросить кто еще, что хочет захватить? Все. Никаких переговоров. Но никто в Киеве не хотел брать на себя политическую ответственности. Зато сейчас кричат Крым – украинский, зная, что он никогда больше не будет нашим. Или как клоуны, как Гелетей, говорят, что будет принимать парад в Севастополе. Ну что я могу тут еще сказать?
«ПРИШЕЛ И СРАЗУ ЖЕ ВСЕХ УВОЛИЛ»
Зачем вы согласились возглавить ОГА? Сидели бы сейчас в теплом и мирном Киеве, в каком-нибудь комитете…
– Я мог пройти в парламент по мажоритарке без проблем. Это не составило бы труда. Но я считаю, что каждый сейчас должен делать вклад, который может делать. Я мог бы стоять сейчас на блокпосту с автоматом. Но сомневаюсь, что я бы там был эффективным. Мне видится, что я более эффективный в государственном управлении в критических условиях. Пока я справляюсь, не буду справляться – найдут более эффективного менеджера. Мне кресло не надо, я за него не держусь.
Кто оказался в вашем подчинении в ОГА, много ли идейных сепаратистов и сторонников единой Украины? Что вообще это за люди?
– Когда я пришел, я не ждал закона про очищение власти, знал, что этот закон все равно будет рано или поздно принят, поэтому сразу посмотрел, кто подпадает под его действие и сразу же всех уволил. По-тихому с ними распрощались. Без скандалов.
В Крыму, когда вы разбирались с бандитами в конце девяностых, вы работали без охраны. В зоне АТО – сколько у вас охраны? Есть ли у вас бронированное авто?
– Вам правда это интересно?
Да, если разглашение этой информации не является угрозой вашей безопасности.
– Я не боюсь. Нет у меня никакого бронированного авто. Вообще, в администрации есть одна-единственная машина, которая во время захвата боевиками луганской ОГА, каким-то чудом оказалась на территории подконтрольной украинской власти. Это старый «Volkswagen», на нем я с водителем езжу. А вообще, мы единственная администрация, которая никем не охраняется. У нас свободный вход – кто хочет, тот заходит.
Зачем такая бравада? Зачем так рисковать?
– Слушайте, если я буду ходить с толпой охраны, что тогда делать гражданам, которые оказались в такой ситуации? Я своим видом должен показывать, что все нормально, конечно, настолько, насколько может быть нормально в такой ситуации. Это раз. Во-вторых, я не хожу в бронежилете и не вижу в нем никакого смысла. В мороз надевать бронежилет – быстрее получишь воспаление легких от холодных пластин. Да и вообще, судя по тем снайперским пулям, что мне показывали военные на фронте, ни один бронежилет против них не поможет. Там нужна броня как в танке, чтобы от него был толк.
«НИКТО НЕ ПРИХОДИТ ЗВАТЬ МЕНЯ НА СВАДЬБУ ИЛИ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»
К вам приходит на прием население. О чем в основном просят? Кто эти люди?
– Приходят как со стороны подконтрольной террористам, так и с нашей стороны. О чем просят? Да масса вопросов, которые могут быть у человека в нынешних условиях. Смысла их перечислять нет. Скажу так: никто не приходит звать меня на свадьбу или день рождения. Все приходят с конкретными проблемами. Если не могу решить, прошу помощи у других органов исполнительной власти.
Вы проводили воспитательную работу с парнями, развешивавшими российские флаги. Что конкретно вы им говорили? Они вас услышали?
– Я сказал, то, что нужно было сказать. Думаю, они меня и услышали, и поняли. Пока таких фактов больше нет.
Многие считают, что Крым мы уже окончательно потеряли. А Восток Украины?
– По Крыму согласен, тут уже ура-патриотизм не уместен. А по Востоку Украины… Если мы теряем Восток, то дальше автоматически теряем Харьков, Мариуполь, Одессу, Николаев, Херсон, Запорожье. Терять Восток нельзя.